Запрещено ли снимать на наземном транспорте?

В «Уставе автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» и принятых на основании него «Правилах перевозок автомобильным и наземным электрическим транспортом» запретов на съемку не содержится. Поскольку «Устав» и правила --- единственные нормативные акты, которые могут ограничивать права потребителя, пользующегося соответствующей услугой, то можно говорить о том, что все другие документы, принятые организациями, оказывающими услуги по перевозке и устанавливающие подобный запрет, приняты незаконно. Например, в Москве действуют «Правила пользования наземным городским транспортом общего пользования», один из пунктов которых незаконно запрещает «профессиональную» фото- и видеосъемку.

Однако, основная масса конфликтных ситуаций, связанных со съемкой на транспорте, происходит при съемках на железной дороге.

Съемку «мостовых сооружений, тоннелей, станционных, оборонительных и всякого рода иных сооружений, находящихся на землях, предоставленных железнодорожному транспорту» запрещало проводить постановление Совнаркома «О порядке производства фотографических, кинематографических и прочих съемок на территории РСФСР». Весьма вероятно, что именно оно является причиной появления заблуждения о том, что «железная дорога --- это стратегический объект, и поэтому ее запрещено снимать». Но в настоящее время постановление применяться, конечно же, не может.

Законом «О транспортной безопасности» регулируется то, как производится оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, и то, какие меры принимаются для их защиты. Единственной задачей установления таких мер является защита от «актов незаконного вмешательства». Под ними в статье 1 закона понимается «противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий». Съемка к таким «актам» не относится.

Закон «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (ст. 21) разрешает устанавливать ограничения при нахождении людей на путях и платформах, но только для обеспечения безопасности. В «Уставе железнодорожного транспорта» никаких ограничений на съемку также не содержится.

Запрет на съемку содержался в «Правилах перевозок пассажиров и багажа по железным дорогам Союза ССР», которые были отменены приказом МПС №44 от 14 октября 2002 г. Но до сих пор многие работники ОАО считают их действующими, а на некоторых официальных сайтах отделений РЖД встречаются цитаты из этого документа о запрете съемок.

В существующих «Правилах оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности» запрета на фото- и видеосъемку нет. Они приняты Правительством в соответствии с законом «О защите прав потребителей», и являются единственным документом, который регулирует оказание услуг по перевозке, и обязателен для исполнения в том числе и пассажирами.

Запрет на съемки железнодорожных объектов есть в «Положении о проведении теле-, видео-, кино- и фотосъёмок на объектах инфраструктуры общего пользования, принадлежащих ОАО «РЖД», утвержденном распоряжением ОАО РЖД №1513p от 18 июля 2008 г. Нет никаких оснований заставлять выполнять этот документ посторонних лиц, поскольку РЖД может устанавливать какие-то правила только для своих работников.

Но и это положение «не распространяется на съемки, предназначенные для личного пользования и проводимые в местах обслуживания пассажиров на вокзалах, станциях, остановочных пунктах, не мешающие и не создающие неудобств и опасности для передвижения пассажиров» (п. 3). По замыслу авторов, оно должно регулировать создание новостных сюжетов для СМИ и фильмов, съемки, результат которых будет использован «в коммерческих целях», и т. п. При этом, по закону, ограничить можно только съемки, для которых требуется подготовка и содействие со стороны работников железной дороги, либо доступ в закрытые зоны и служебные помещения. В остальной части запрет установлен незаконно.

А в шестом пункте распоряжения №1513p содержится еще один незаконный запрет на любые съемки во время прохода или остановки «специальных, воинских и литерных поездов». Судя по всему, вызван он был распространенным (и неграмотным) толкованием закона «О государственной тайне», при котором к «тайне» причисляются вообще любые сведения, входящие в те категории информации, которая может засекречиваться.

До принятия этого положения действовало другое, называвшееся «О проведении теле-, видео-, кино- и фотосъемок на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, принадлежащих ОАО ,,РЖД‘‘». Оно запрещало любые съемки, ни для кого не делая исключений. Утверждено оно было распоряжением ОАО «РЖД» от 12 марта 2004 г. №1693р.

Из-за сходных названий эти документы часто путают. Положение 2004 г. было отменено тем самым распоряжением 2008 года, которым были утверждены новые правила съемок. Несмотря на это, до сих пор сотрудники ОАО «РЖД», а также вокзальные охранники и полицейские часто требуют «разрешение на съемку» ото всех, именно потому что такой порядок устанавливался в отмененном документе. В соответствии с ним заявка на съемку рассматривалась «первым управлением» ОАО «РЖД», так что, если при запрете съемок запрещающий упоминает «первый отдел», то, скорее всего, он руководствуется отмененным положением, либо вообще никакого не читал.

У ОАО «РЖД» также есть дочерняя компания, ОАО «ФПК» («Федеральная пассажирская компания»), которая занимается перевозками в дальнем сообщении и владеет рядом железнодорожных объектов. У ОАО «ФПК» есть свое распоряжение, регулирующее съемку, №209р от 21 марта 2011 г., и оно также содержит незаконное требование ее согласования с администрацией ФПК. (Это распоряжение не публиковалось и найти его текст не удалось. Часть его цитируется по одному из комментариев в блогах. В настоящее время комментарий удален)

Распространено мнение, будто съемка на вокзалах запрещена потому что они являются «режимными объектами», хотя в законе «О полиции» «вокзалы» упоминаются в числе «общественных мест».

Понятие «режимного объекта» связано с так называемыми «правилами внутриобъектового режима», то есть, особыми правилами, задача которых --- обеспечить безопасность объекта. Такие правила упоминаются в нескольких законах, однако ограничивать доступ к информации они могут только в том случае, если были приняты в соответствии с законом «О государственной тайне».

К сожалению, представители ОАО «РЖД», включая высшее его руководство, по вопросу съемок на железной дороге заняли откровенно неправовую позицию. В официальном разъяснении, посвященном этому вопросу, необходимость получения разрешения на «профессиональные» съемки связывается с тем, что «операторам часто необходим доступ на особо охраняемые или потенциально небезопасные части инфраструктуры, а также проход на платформы через турникеты, доступ в поезда, пункты оборота, специальные помещения вокзалов и т.д.»

Примерно так же обосновал необходимость получения разрешения президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин, выступая в своем блоге, при этом он особо отметил, что зачастую трудно отличить «любителя» от «профессионала». Правда, вывод из этого последовал парадоксальный: вместо того, чтобы отстать от «профессионалов», Якунин предложил выделить «специальные места», где можно было бы снимать (вероятно, Якунин имел в виду беспрепятственную съемку «любителями»). Что характерно, ни в «разъяснении», ни в сообщении Якунина не разбирается ситуация, когда съемка, пусть и «профессиональная», никому не мешает и не требует доступа в какие-то «закрытые» зоны.

Существует телеграмма, адресованная Главному управлению МВД, а также ЧОП «Охрана», осуществляющему охранную деятельность на железной дороге, в которой содержится разъяснение запретов на съемку, установленных на железной дороге, в том числе --- установленных незаконно. Так, в телеграмме говорится о необходимости получения разрешения средствами массовой информации и юридическими лицами, что не соответствует закону.

В общем, занимаясь съемками на железной дороге, будьте готовы столкнуться с незаконными запретами, особенно со стороны охранников РЖД.

На некоторых вокзалах можно видеть объявления, в которых говорится о том, что за право съемки необходимо заплатить. (Например, опубликовано одно такое объявление с Витебского вокзала Москвы, в котором приведены тарифы на различные услуги, в том числе и на съемку. В объявлении содержатся ссылки на приказы №РДЖВ-01/1-728/П от 28 декабря 2011 г. и №ДЖВ-28 от 14 марта 2012 г.. Такое взимание платы представляет собой так называемое «неосновательное обогащение». (О том, почему такие действия нельзя считать услугой, подробно говорится в вопросе 2.

Комментариев

4 comments posted
В настоящее время

В настоящее время постановление применяться, конечно же, не может.

Почему? Оно отменено? Если да, то каким актом?

Posted by Anonymous on 20 апреля, 2013 - 23:21
Подход принципиально неверный

Нет никакого смысла разбирать ведомственный приказ — распространяются ли его ограничения на всех или не на всех. Подобные ограничения прав граждан могут вводиться только федеральным законом, как это было указано в предыдущих ответах.

Ссылки же на «стратегический объект» — не более чем атавизм тоталитарного прошлого. В федеральном законодательстве нет такого правового статуса, и нет соответствующего ограничения на съёмку. Фотовидеосъёмка стратегических объектов не запрещена.

Posted by นิโขไล on 6 января, 2010 - 10:32
Да,

Да, но почему-то железнодорожная охрана всё равно на некоторых станциях запрещает фотосъёмку и даже заставляет удалять фотографии.

Posted by Anonymous on 31 января, 2012 - 07:52
собственно, весь faq построен

собственно, весь faq построен именно как разбор подобных заблуждений, отсюда и форма подачи материала

Posted by admin on 14 января, 2010 - 22:19