Разрешена ли съемка на избирательных участках в период выборов?

Представителям СМИ снимать во время выборов прямо разрешено в ч. 11 ст. 30 закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Аналогичное разрешение содержится в ч. 14 ст. 23 закона «О выборах Президента Российской Федерации». Кроме того, эти разрешения продублированы и в некоторых местных нормативных актах, например, законах Москвы «О референдумах в городе Москве» (п. 12) и «Избирательный кодекс города Москвы» (п. 12).

С другой стороны, закон не содержит запретов на съемку для других категорий граждан, а значит, снимать можно всем. Ограничения возможны только при попытках съемки, например, в кабинах для голосования, где запрещено присутствие посторонних, поскольку информация о выборе, сделанном избирателем в ходе голосования, является тайной (разумеется, сам избиратель может эту тайну раскрыть, разрешив съемку). Также закон «Об основных гарантиях...» (п. 8 ст. 30) запрещает устанавливать для наблюдателей на выборах ограничения сверх тех, которые уже предусмотрены законом.

Это было подтверждено Центризбиркомом в ответах на вопросы избиркома г. Екатеринбурга на семинаре «Муниципальные выборы, местные референдумы и иные формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления» (8--11 сентября 2009 года, г. Москва) (вопрос 4).

Кроме того, на сайте Центризбиркома размещен комментарий к закону «Об основных гарантиях...», в котором также говорится о том, что съемку вправе вести каждый посетитель избирательного участка, поскольку выборы проходят «открыто и гласно». О праве наблюдателя вести съемку говорится и в «Памятке наблюдателя», опубликованной на сайте ЦИК (ее можно распечатать и носить с собой, если вы собираетесь снимать).

Эти документы не являются нормативными и не имеют обязательной силы. Так что ссылаться на них, а также на отсутствие запрета, можно, но какой будет результат --- неясно.

Разрешение на съемку для наблюдателей, членов избирательных комиссий и кандидатов, зарегистрированных на выборах, содержится в пунктах 2.3.5 инструкций по организации порядка установления итогов результатов голосования на выборах депутатов Думы шестого созыва и Президента, утвержденных постановлениями ЦИК. Оно имеется и в «Рабочем блокноте участковой избирательной комиссии» (так называется особая форма методических рекомендаций для членов УИК). (И инструкция и «Рабочий блокнот» принимались к конкретным выборам, поэтому не исключено, что к другим выборам будут приняты новые подобные документы).

В 2012 году ЦИК принял разъяснения о правах на фотосъемку, которыми обладают наблюдатели, присутствующие на избирательном участке, подтвердив их право снимать. Правда, разъяснения содержат незаконные ограничения, в частности, требование согласовывать съемку и место, с которого она ведется. (На момент написания сборника готовится внесение разрешения на съемку для наблюдателей непосредственно в законы).

Отстутствие в законе прямого разрешения на съемку для всех присутствующих на избирательном участке приводит к тому, что посетителям и наблюдателям снимать запрещают. Многие члены избирательных комиссий отсутствие прямого указания на возможность съемки всеми желающими толкуют как запрет и утверждают, что снимать можно только журналистам. Целью этого, как правило, является сокрытие нарушений, либо просто боязнь «как бы чего не вышло».

При обосновании запрета, кроме «тайны голосования» часто говорится о возможности нарушить съемкой право человека на собственное изображение. На одной из встреч с журналистами перед выборами 4 марта 2012 года об этом говорил даже председатель Центризбиркома В.Чуров. Но нарушить право на изображение можно только опубликовав его, либо использовав уже опубликованное. Сама по себе съемка этого права не нарушает.

На той же встрече прозвучало еще несколько не соответствующих закону утверждений, которые выдавались за «толкование законодательства». Например, «скрытой» была объявлена съемка, о которой не проинформирован председатель участковой избирательной комиссии, объявлялось о запрете снимать паспорт, избирателя, находящегося в кабинке, и т.д. Такие разъяснения на практике используются для ограничения съемок на избирательных участках и незаконного удаления наблюдателей и представителей прессы. На местах к ним добавляются и другие, например, представителей прессы могут заставить вести съемку только с определенных точек.

Учитывая частоту использования «административного ресурса» в ходе выборов, снимая без разрешения на избирательном участке есть серьезные шансы пострадать, вплоть до незаконного привлечения к уголовной ответственности по статье 141 УК («Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий»).