Какими полномочиями на съемку обладают сотрудники правоохранительных органов?

В соответствии с законом «Об оперативно-розыскной деятельности» (ст. 6), при проведении оперативно-розыскных мероприятий может использоваться съемка и запись. В случае, если речь идет о мероприятиях, ограничивающих право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, в соответствии со ст. 8 закона об ОРД, на них требуется санкция суда. Во всех остальных случаях мероприятия и их фиксация проводятся по усмотрению органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.

Например, съемка участников на каком-то митинге, пикете, и т. п., не требует разрешения ни суда, ни лиц, попавших в кадр. Единственное, на что может ссылаться человек, которого снимают --- это гипотетическое нарушение «права на неприкосновенность своей частной жизни». Но по умолчанию на публичном мероприятии никакой «частной жизни» быть не может. Любое «публичное мероприятие» по определению носит открытый и доступный всем характер, поэтому вся информация о ходе его проведения относится к разряду «общедоступной». В соответствии со ст. 7 закона «Об информации...» она может использоваться любым лицом.

При этом информация, полученная в ходе негласных оперативно-розыскных мероприятий, в соответствии со ст. 12 закона об ОРД, составляет государственную тайну, она обрабатывается и рассекречивается в соответствии с законом «О государственной тайне».

Законом «О полиции» (ст. 11) на полицию возложена обязанность использовать «достижения науки и техники», включая «средства аудио-, фото- и видеофиксации». Разрешения на съемку также содержатся в административных регламентах исполнения полицейскими конкретных функций (дактилоскопирования, регулирования дорожного движения, и т. п.)

Часто сотрудники полиции производят массовое фотографирование задержанных за совершение административных правонарушений. Данная практика незаконна: полиции дано право фотографировать только определенные категории людей (подозреваемых, обвиняемых, либо подвергнутых административному аресту). Съемка остальных задержанных разрешена только для идентификации их личности.

Уголовно-процессуальный кодекс разрешает следователю производить фотосъемку вещественных доказательств (ст. 82), а также приобщать к уголовному делу фото- и видеодокументы, которые могут быть исследованы при ознакомлении с этим делом на следствии и в суде. При производстве любого следственного действия, в соответствии со ст. 166 УПК, может применяться аудиозапись, фото- и видеосъемка, об этом делается отметка в протоколе. При освидетельствовании (ст. 179), то есть, осмотре чьего-то тела, съемка может осуществляться только с согласия освидетельствуемого лица. Обязательному фотографированию подлежат неопознанные трупы (ст. 178 УПК).

Материалы уголовного дела, в соответствии со ст. 161 УПК, представляют собой «тайну следствия» и могут быть преданы гласности только с разрешения следователя или дознавателя, в указанном ими объеме. Это относится к любой информации, касающейся расследования, независимо от того, получена она от следователя, или самостоятельно. Для того, чтобы ограничить распространение такой информации, существует процедура взятия подписки о неразглашении данных предварительного следствия. За нарушение этой подписки установлена уголовная ответственность, к которой не могут быть привлечены подозреваемый или обвиняемый. Так же охраняется и информация, полученная в ходе гласных оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам.

«Тайна следствия» охраняется только до его окончания, после которого запрещать разглашать информацию следователь не вправе. (Исключение --- ситуации, когда материалы следствия составляют государственную или другую охраняемую законом тайну. В этом случае от участников процесса, которые не имеют допуска, также берется подписка о неразглашении).

При составлении протоколов о совершении административных правонарушений также может применяться фотосъемка и видеозапись. Полный перечень должностных лиц, которые уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, содержится в статье 28.3 КоАП. О возможности использования фото- и видеосъемки при производстве конкретных действий (осмотр, взятие образцов и т.п.) говорится в соответствующих статьях КоАП.

Сравнительно недавно в КоАП появилось нововведение: возможность фиксации факта совершения правонарушения при помощи автоматических средств (фото- и видеокамер, работающих в автоматическом режиме). Чаще всего таким образом фиксируются правонарушения в области дорожного движения, причем наказанию при такой фиксации подвергается не водитель, а собственник автомобиля.